В далёком таёжном селе Мельничное (до 29.12.1972 г. – пос. Сидатун) Красноармейского района проживает скромный пенсионер Виктор Степанович Постнов, в прошлом активный труженик, ходивший по морям и океанам, а затем ставший профессиональным  охотником-промысловиком.

Он родился в 1937 году на Дальнем Востоке. С детства его увлекала тайга, её тайны и красивые сопки в предгорьях Сихотэ-Алиня.  Исколесив многие районы Уссурийского края, он выбрал постоянным местом жительства Мельничное.   

Занятия охотой, рыбалкой, тяжёлый труд охотника-промысловика не только закаляли характер, но и способствовали накоплению опыта выслеживания зверя, а также выработке приёмов его ловли-добычи. В конечном счёте, всё, что было приобретено Виктором Степановичем в тайге, стало заметным для рядовых охотников и начальников бывшего Картунского промхоза. Приметил его и Иван Трофимович Трофимов, один из самых известных в 60-80- годах в Советском Союзе тигролов из села Картун (теперь – Вострецово).

Они познакомились в начале семидесятых годов прошлого века. Тогда-то Трофимов и пригласил Виктора Степановича к участию в отлове молодых тигров для отправки в зоопарки и цирки нашей страны.

По воспоминаниям тигроловов из Красноармейского района, не исключено, что не без участия В.С.Постнова был специально отловлен тигр, получивший кличку «Артём», который принимал участие в съёмках японским режиссёром А.Куросавой фильма «Дерсу Узала», вышедшего в 1975 г. на экраны и получившего золотой Оскар. Интересно, что имя пойманному зверю зачастую давалось от названия ручья или ключа, в долине которого его отловили.

В ходе экспедиции, организованной в августе 2014 года Приморским краевым  обществом охраны памятников и краеведами Школы педагогики ДВФУ, удалось встретиться с Виктором Степановичем в его доме, в селе Мельничном, и узнать многое из жизни тигроловов.

В беседе начальника экспедиции Шевченко В.М. с тигроловом удалось узнать многие тонкости поимки тигра, этого сильного и хитрого зверя – «командующего гор и лесов приморской тайги». (На фото. За чашкой чая Постнов В.С. и Шевченко В.М.).

Виктор Степанович, в частности, рассказал: «Поймать зверя намного сложнее, нежели просто убить его. За одним тигром порой надо ходить не менее 20-30 дней. Идёшь на лыжах по таёжным дебрям и горам, с огромным мешком еды за спиной, ночуешь среди леса. Согласно заказам, мы ловили только тигрят, хотя маленькими их не назовёшь. В среднем вес такого зверя достигал 100 кило». Всего Виктор Степанович участвовал в поимке трёх тигров. Их возраст не превышал 2-2,5 лет. Таким были заказ и лицензия, получаемые директором зообазы в г. Иман (Дальнереченск), которые  вручались И.Т.Трофимову и доставлялись им к месту отлова. Первый тигр был отловлен недалеко от перевала Убигоу, а два других – в долине реки Синанча (теперь Перевальная, приток Имана –   Большая Уссурка,– прим. В.Ш.).

Кроме того, он сообщил: «Мать-тигрицу надо было как можно дальше отогнать от логова выстрелами. Стреляли в воздух не менее 70 раз, иначе она не бросит тигрят, покружит-покружит, поводит преследователей и назад, к детям вернётся. Когда до молодого тигра оставалось 100-150 метров, спускали специально обученных Трофимовым собак (на фото). После того, как зверь был обложен, тигроловы вырубали рогатины и быстро подбегали к будущему пленнику,  прижимали его к земле и мягкой тесьмой связывали ему пасть и лапы. Вслед за этим осматривали собак, при необходимости перевязывали собственные и их увечья. Отдохнув чуток, быстро выносили трофей из тайги до ближайшей дороги. Рассказывают, что не редко на это уходило неделю и более. Если охотничья избушка (база) находилась на небольшом удалении от места поимки, то, придя в неё, первым делом надо было покормить пленника. Для этого выбиралось свежее, без костей мясо дикого кабана или изюбра. Оно нарезалось небольшими кусочками, которые насаживались на деревянную палочку и подавались зверю. Если тот начинал принимать пищу – значит, всё в порядке, будет жить. В экстремальных условиях здоровый тигр может не питаться 20-25 дней. Главное, что нужно в тайге: ты должен чувствовать себя Охотником, иначе не выжить, – отметил Виктор Степанович».

В конце беседы тигролов слегка посетовал: «В одной из краевых газет, рассказавшей о нашей совместной с Иваном Трофимовичем Трофимовым ловле тигров, корреспондент подписал фотографию, указав, что на ней запечатлён И.Т.Трофимов и «один из неизвестных охотников». Хотя все, кто читал статью, видел фотографию и, вообще, интересовался жизнью охотников-промысловиков, конечно же, узнали меня».

(На фото И.Т.Трофимов и В.С. Постнов, он – справа, удерживают связанного пойманного молодого тигра).   Думается, что после встречи участников экспедиции с сидатунским тигроловом этот, не очень приятный казус из жизни Виктора Степановича, человека, отдавшего много сил на благо родного края, в том числе села Мельничное, «будет снят с повестки дня».

Интересная, тёплая и задушевная беседа с Виктором Степановичем, последним из знаменитой когорты сидатунских тигроловов, завершилась дружеским пожатием рук, пожеланиями ему и его близким крепкого сихотэ-алинского здоровья, благополучия и, несомненно, встреч с тигром, охраняющим и леса, и горы, и, конечно же, женьшень, но уже не в ходе травли его собаками и поимки, а, просто, во время поездки по лесной дороге или ловли хариусов с берега таинственного и коварного Имана.  Спасибо Вам огромное, сидатунский тигролов!

Василий Шевченко. 
с. Мельничное – Москва


Художник Г.Павлишин.

 (Из книги А.Л.Буйлова «Тигроловы». Москва. Изд. «Современник». 1985 г.).