Ко дню рождения В.К.Арсеньева

Накануне 142-й годовщины со дня рождения военного исследователя Уссурийского края, учёного и писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева группа краеведов в составе заместителя председателя Уссурийского общества охраны памятников В.М.Шевченко и старших преподавателей Школы педагогики ДВФУ Е.В.Ковешникова и Б.В.Радыгина, в рамках экспедиции в восточную часть Красноармейского района, совершила восхождение на одну из известных вершин Приморья – гору Арму.

Это – один из красивейших природных памятников, входящих в структуру Национального парка «Удэгейская легенда». Арму – самая высокая и таинственная в районе парка, её высота – 1330 метров над уровнем моря. Координаты GPS: СШ – 45 гр. 39 мин. 08 сек.; ВД – 135 гр. 35 мин. 12 сек. (На фото участники экспедиции на горе Арму. 21-22.08.14 г.).     

Добраться до горы весьма сложно, поэтому посещается туристами редко. Чтобы попытаться сократить путь следования к ней  необходимо решить несколь-ко вопросов. Во-первых, получить за плату в селе Рощино, где расположена администрация парка «Удэгейская легенда», специальное разрешение. Производственная база расположена в с. Дальний Кут. Имея такой документ, не факт, что попадёте на Арму. Южнее её по долинам рек и ключей работают  золотоприиски, куда посторонних не пускают. Во-вторых, с восточной стороны Арму, в 27 километрах, проходит граница Сихотэ-Алинского заповедника, нахождение в котором или его пересечение запрещены. Дорога Мельничное – Таёжное также не совсем подходит для туристических походов, поскольку от неё надо пройти по сложной, пересеченной местности, напрямую, около 20 км. Однако если у вас есть возможность долететь вертолётом, то на гору попадёте, но делать это без разрешения дирекции национального парка, а также местного леспромхоза и МЧС нельзя. Вместе с тем, как нам рассказали, «шибко большие начальники» изредка десантируются на Арму, иногда со своими кралями, наводняющими не только эту удивительную вершину, но и самые укромные уголки прилегающей тайги своими чарующими голосами в формате soprano или меzzo-soprano.

Известно, что В.К.Арсеньев не поднимался на гору Арму. Об этой вершине и её тайнах капитану рассказывали удэгейцы. В самом конце 1912 года путешественник спускался от моря по реке Арму, впадающей в быстрый и опасный Иман (теперь – Большая Уссурка). Тогда он проводил мероприятия по выдворению из тайги разбойников, браконьеров  и «другой негативный элемент».    

Нам, участникам экспедиции, изучающим самые отдалённые районы северной части Приморского края, где проходили маршруты Арсеньева, повезло. На совершенно законных основаниях мы всё же совершили восхождение. Помогли добрые и отзывчивые люди, в первую очередь С.Я.Зиновьев и Н.И.Плужников. По пути к Арму, следуя звериными тропами, встретили искателя женьшеня Анатолия (на фото). Он давно проживает в тайге, оберегает не только свои охотничьи угодья, но и, видимо, «главнокомандующего гор и лесовтигра». Встреча с «лесным» человеком – всегда интересна. Его рассказы заставляют задуматься о тайнах, которые хранят предгорья Сихотэ-Алиня, собственной прожитой жизни, а также людях, пытающихся без посторонних  свидетелей найти золотую крупинку Au (аурума), например, в верховьях ключа Благодатного и, несомненно, трудностях, встречающихся на таёжных тропах В.К.Арсеньева и Дерсу.

Анатолий – смелый и добрый человек. Не каждый сможет подолгу жить в тайге, в одиночку и вдали от сельского дома, переносить тяготы и лишения, заботиться о преданном друге-собаке по кличке Благ и своём быте. Он и охотник, и искатель женьшеня (корневщик), питается дарами, которые находит на своём охотничьем участке. Он рассказал, что проложил собственные таёжные тропы и соорудил несколько зверовых фанз, где можно отдохнуть, укрыться от дождя и «обработать» трофей. В «дуй-фанзе» (главное жилище – охотничья избушка) сам печёт вкусные лепёшки и варит суп, частенько приходится – кашу «из топора», сушит на зиму травы, ягоды и грибы. Имеет небольшие запасы круп, а для гостей кое-какие сладости. Раньше ловил в ручьях рыбу, теперь она не появляется, поскольку ключи обмелели. Анатолию присущ дух арсеньевского проводника Дерсу Узала. В его лексиконе часто слышатся высказывания гольда, в частности, «моя там не ходит», «его стреляй не надо», «дуй-фанза» и другие.

…Наш подъём на Арму занял полдня. Это – с учётом того, что нас сопровождал известный в Мельничном (Сидатуне), опытный знаток тайги Сергей Яковлевич Зиновьев. По пути, в двух километрах от вершины, увидели кабаргу, чудесное животное, в наши дни редко встречающееся в местах, где владычествуют тигры, бурые медведи и её самый опасный враг – человек.

Вскоре, выйдя из «тяжёлой» тайги, вдруг набрели на хорошую зверовую тропу, чувствовалось, что по ней часто ходят крупные копытные и хищные звери. Их следы были ещё «тёплыми». Затем стали попадаться сосны и ели, израненные когтями медведей, которые, по словам нашего спутника Сергея Яковлевича, ранней весной, после зимней спячки обязательно должны поесть ёлочной или сосновой смолы, способствующей очищению желудка и укреплению иммунитета.                  Дойдя до редколесья, попали в «рай  берёзы каменной» (на фото).  Измученные  стужей, знойными суховеями и

отсутствием необходимого количества влаги, находясь в окружении недружественного соседа – кедрового стланика, эти покрученные деревья изо всех сил пытаются выжить, дают возможность произрастать высокой сочной траве, которую с удовольствием поедают изюбры и медведи, множество следов которых,  мы наблюдали на подходе к березняку.

…А вот и тригонометрический пункт – сама вершина Арму! Болты, скрепляющие составные части знака, проржавели, поэтому пирамида развалилась. Мы подняли её. Зиновьев тут же запечатлел на фото это торжественное событие. Рядом заметили кем-то спиленный,  причудливой формы пень-сторчак.

Пока фотографировались, солнце стало прятаться за горные вершины. Начали  растягивать тент, собирать дрова и готовить ужин. Назойливые травяные мухи не давали покоя. Однако, как только наступили сумерки  и разгорелся костёр, они стали прятаться в траву, поближе к самой земле.

После ужина Яковлевич рассказал несколько случаев, касающихся его встреч с тиграми и медведями. Он сообщил, что на горе Арму люди почему-то не хотят ночевать. Причин называют несколько. Это  и то, что охотники ночью могут наблюдать на горе какие-то сполохи, слышать какие-то, похожие на людские, голоса и, несомненно, ощущать тяжесть «в теле и духе». Последнее нам тоже показалось.         

Говорят, что в 30-е годы прошлого века, после выселения из края корейцев и китайцев, которые работали на прииске «Пионер», там добывали золото заключённые. Те, кто пытался сбежать, старались пробраться на Арму. Там можно было найти маломальское пропитание, собраться с силами для осуществления своей заветной мечты – перейти через Сихотэ-Алинь и выйти к морю. Характерно, что на вершине часто меняются давление, направление ветра и погода, что в целом негативно сказывается на физическом состоянии человека.

Наш оператор-фотодокументалист Евгений долго снимал ночное небо и записывал таёжные звуки. Затем все улеглись спать, а Зиновьев всё ворочался и вздыхал. После полуночи тот, кто не спал, мог услышать крики кабарги и совки. Среди ночи в березняке, недалеко от вершины, появились другие, малопонятные звуки, наверное, туда на кормёжку забрёл крупный зверь.                       

Яковлевич учуял это. Видимо, заботясь о нашей безопасности, он поднялся, достал топор и пошёл «шуметь» – рубить дрова. Удивительно, как это ему удалось  в темноте справиться с такой задумкой! Минут через десять разгорелся костерок. Его хозяин прилёг к теплу, чтобы прогреть ноющую от боли спину. Вскоре задремал. Мне показалось, что спал он чисто по-охотничьи – «вполуха – вполглаза». Может быть, медведь или тигр, любители подсматривать за человеком, понаблюдав из-за высокой травы или зарослей стланика десяток-другой минут, постепенно удалились, издавая лёгкое, чуть слышное ворчанье-рычанье, дав понять о своём неудовлетворении человеческим присутствием.    

Спросите – как удалось узнать об этом? Отвечу просто. Я сплю очень чутко, да и бессонница одолевает. Поэтому фактически всё вижу и слышу.

На Арму чувствуется как каждое растение, камень хранят не только собственную тайну, но и всей горы, к вершине которой примыкает другая, метров на 20 ниже, сопка. Её северо-западный склон покрыт густым стлаником. Между ними – небольшая лощина, где в дождливую погоду накапливается вода. Раньше на этом месте было озерцо, теперь же после дождя, на засохшем болотце можно наблюдать следы медведей и копытных. Рассказывают, что на южном склоне Арму, где высятся небольшие скалы и располагаются крупно-каменные нагромождения, под которыми плещется ручеёк, питающийся от сохранившегося  в глубине горы льда, в осеннюю пору появляется хозяин тайги – лао ху (перевод с кит. – тигр), охраняющий и леса, и горы. На соседних сопках охотники-промысловики устраивают солонцы, куда часто выходят изюбры, чтобы полизать, а то и погрызть солёный грунт. Тиграм хорошо знакомы такие места. Там, охотясь на копытных, ими устраиваются засады. Поэтому охотники, прежде чем идти к солонцам, должны обязательно осведомиться – появился ли в данной местности их конкурент – полосатый хранитель человека-корня (женьшеня).

И ещё. Местные жители рассказывали, что в древние времена аборигены считали Арму священной горой. Наверное, потому, что там отмечаются какой-то специфический климат, незначительная магнитная аномалия и своя роза ветров. Подтверждением этому является то, что, несмотря на относительно большую её высоту горы Арму, на ней можем наблюдать богатое разнотравье, нередко в человеческий рост, в частности,  рододендрон золотистый, дёрен кизиловый и другие виды флоры, которые мало встречаются, например, на скалистом Пидане (Ливадийская, 1332 м) – горе, находящейся в Приморье на много южнее и имеющей всего на два метра большую, чем Арму, высоту.

Настало утро. Попив чая и затушив костёр, пошли к младшей сестричке Арму – сопке (на фото), примыкающей к основной вершине. Она сплошь покрыта стлаником. На полянках, например, растут ягель – корм северных оленей, мох обыкновенный зелёный и брусника. Запечатлев на фото несколько моментов, подтверждающих наше пребывание, в том числе ночёвку на таинственной Арму, мы стали спускаться по опасным каменистым нагромождениям в долину ключа Благодатный.

Прощай гора Арму! Может быть, нам удастся ещё раз побывать на твоей вершине, устремлённой к небу и хранящей что-то только тебе известное, которое предстоит раскрыть нашим потомкам...

 Выражаем искреннюю признательность всем, кто оказывал содействие в решении задач экспедиции, состоявшейся в период с 18 по 25 августа 2014 года.

(Все снимки сделаны Е.В.Ковешниковым. Школа педагогики ДВФУ).
Василий Шевченко, Лауреат премии им. В.К. Арсеньева.
Приморье. Красноармейский район.
Гора Арму – Москва