«- Здравствуй, Нетте!

Как я рад, что ты живой

дымной жизнью труб,

канатов и крюков».

(Стихотворение: «Товарищу Нетте

– пароходу и человеку». В.В.Маяковский

 

Рассказывая о жизни и деятельности исследователя Дальнего Востока ученого, писателя и военного разведчика Владимира Клавдиевича Арсеньева, нельзя не упомянуть как в Советском Союзе и в современной России относятся к его заслугам и чтят память о нем. Образ В.К.Арсеньева запечатлен в произведениях писателей СССР и России, в фильмах и коллекциях. Его именем названы город, оловянный рудник, река, ледник и гора в восточной части Сихотэ-Алиня, а также улицы, музеи во Владивостоке и Хабаровске. В г. Арсеньеве возведен мемориал, символизирующий исследовательскую деятельность путешественника, единение человека и природы, устремленность в будущее. В этом же городе, возле музея установлен памятник всемирно известному исследователю.

Во Владивостоке, рядом с Мемориальным домом-музеем Арсеньева,

а также в Музее землеведения и почвоведения Московского государственного университета сооружены большие бюсты. Несколько скульптурных изображений Арсеньева и его спутника Дерсу Узала находится в Музее имени В.К.Арсеньева во Владивостоке. В 1956 году выпущена почтовая марка «Путешественник и писатель В.К.Арсеньев».

Думается, что многим будет интересно узнать, как же запечатлен образ путешественника в названиях морских судов.

В период существования Советского Союза было построено три типа грузовых кораблей, носящих имя исследователя Дальнего Востока.

В 1956 году было введено в строй грузовое судно «Владимир Арсеньев», водоизмещением 3816 тонн. Экипаж – 38 человек. Находилось в строю до 1979 года, принадлежало Дальневосточному морскому пароходству (ДВМП). С его помощью доставлялись грузы не только в города, находящиеся на восточном побережье СССР, но и в Китай, Корею.

В 1987 году для осуществления грузоперевозок в северные районы Советского Союза был построен дизель-электроход усиленного ледового класса с аналогичным названием. Экипаж – 48 человек. Водоизмещение судна 13514 тонн.

Оно также принадлежало ДВМП. Выведено из состава Морского флота России в 1998 году. По неясным причинам, передано одному из так называемых акционерных обществ. Дизель электроход и сейчас бороздит воды Охотского и Японского морей.

Наряду с этим, в 1989 году в состав транспортного Морского флота СССР был введен в строй танкер ледового класса «Арсеньев», названный в честь одноименного города Приморского края.

Водоизмещение судна 3086 тонн, приписано к порту Находка. Танкер и сегодня успешно несет вахту в водах Атлантики, бункерует суда и доставляет нефтепродукты во многие страны мира.

К сожалению, современные власти не спешат воплотить имя ученого «… в пароходы, в строчки и в другие долгие дела». Они больше всего заботятся о собственном престиже и материальном благополучии и, как сказал поэт: «…проходя сквозь револьверный лай», «…стремятся резать грехи на металле, а доблести чертить на воде».

Хотелось бы верить, что в ближайшее время все же появится кто-нибудь из когорты власть имущих, кто обратит внимание на проблему увековечения памяти Владимира Клавдиевича не только в Москве, но и в Уссурийске, других городах России, где приходилось работать Арсеньеву – Человеку, так много сделавшему для Восточной окраины России.

Что касается Уссурийска, то это: и установка мемориальной доски на улице, носящей имя ученого-писателя, и сооружение большого бюста у дома № 73 по ул. Крестьянской, и посадка деревьев близ этого здания и в других местах, и выпуск новой почтовой марки, конвертов с изображением Арсеньева на фоне иллюстрации к его книге «Сквозь тайгу», а также ежегодное проведение памятных мероприятий с участием всех учреждений образования и культуры города. Кстати, ничего здесь нет трудного и высокозатратного. Совет Уссурийского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры надеется, что эти идеи будут успешно реализованы, поддержка же этих начинаний со стороны жителей города обеспечена. Пользуясь случаем, хочется выразить искреннюю признательность директору Централизованной библиотечной системы УГО Е.Лобачевой, сотрудникам этого учреждения М.Борщ, Т.Вологодской и Н.Мечиковой, а также главному хранителю фондов МУК «Музей УГО» О.Бурлак за предоставленные материалы и практическую помощь в подготовке данной публикации.

 

Василий Шевченко, военный писатель,

действительный член Уссурийского отделения ВООПИиК