Недавно, изучая архивные материалы генерал-губернатора Приамурской области Н.Л.Гондатти, мне посчастливилось увидеть один любопытный документ – открытое предписание капитану В.К.Арсеньеву о проведении с апреля по ноябрь 1912 года специальной экспедиции в Иманский, Никольск-Уссурийский, Ольгинский уезды и Заольгинский стан «…для выполнения особых поручений». Как представляется, читателям-уссурийцам будет интересно узнать, чем же занимался Владимир Клавдиевич и возглавляемый им отряд в те далекие годы в районе Никольск-Уссурийского.

6 апреля Арсеньев, закончив во Владивостоке последние приготовления, выехал с командой (этнограф Шильников, естествоиспытатель Ощепков, 2 препаратора, 9 городовых и собака) на сборный пункт – в с. Кремово, что находится севернее Уссурийска, с задачей выяснить обстановку в каждом населенном пункте уезда, установить места возможного расположения бесчинствующих банд хунхузов, обложивших местное население поборами, а также наличие «беглых людей и иных подрывных элементов», скрывающихся от преследования властей. Одновременно следовало арестовать наиболее активных лиц и «отходников» – граждан в основном китайской национальности, осуществляющих незаконное «челночное» проникновение на территорию нашего Дальнего Востока с целью хищнических промыслов. Параллельно с этим, Владимир Клавдиевич, как человек, живо интересующийся археологией и этнографией, планировал произвести раскопки древних городищ, расположенных близ сел Николаевка и Осиновка, относящихся в то время к Никольск-Уссурийскому уезду.

По прибытии в район с. Кремово Арсеньев встретился со старостой, известными охотниками-тигроловами, группой крестьян и учителем местной церковно-приходской школы М.Т.Кетюченко. Узнав, где скрываются бежавшие от преследования хунхузы, отряд, разделившись на две группы, в вечернее время при помощи местных проводников устроил засаду. Благодаря умелому руководству, были арестованы пять хунхузов, двух из них в перестрелке ранили городовые. Всего в течение апреля и мая 1912 года в уезде поймали 38 бандитов и так называемых неблагонадежных лиц. Все они были отправлены во Владивосток для проведения следственных действий. Кроме того, в ходе экспедиции отряд ликвидировал 215 браконьерских зверовых ловушек.

В Кремово Арсеньеву пришлось провести разбирательство по вопросу о неправильном поведении учителя Кетюченко. Между ним и местными крестьянами «постоянно возникали недоразумения и ссоры, вылившиеся в виде газетной полемики». Учитель за взятки, получаемые от богачей, набирал на обучение дополнительное (сверх лимита – 24 чел.), число учеников. Дети из бедных семей по этой причине не могли получать образование. Работавшая ранее учительница вела уроки для 70 человек, а также бесплатно обучала грамоте взрослое население. В своем донесении генерал-губернатору 24 апреля Арсеньев сообщал: «Так как Кетюченко расположением крестьян не пользуется, то…следовало бы убрать его на другое место, а в Кремово назначить другого учителя».

В перерывах между проведением в уезде спецмероприятий Владимир Клавдиевич произвел в 3-х км юго-восточнее с. Николаевка археологические раскопки древнего городища времен государства Бохай, о котором в 1883 г. сообщал русский путешественник Ф.Буссе. Городище обнесено земляным валом высотой до 2 метров, имеется 4 ворот. Там были найдены предметы быта представителей племен доманьчжурской эпохи. Экспедиция Арсеньева положила начало более поздним раскопкам на этом городище. Они проводились в 1972 и 1977 годах известными археологами В.Болдиным и О.Галактионовым.

Наряду с этим Арсеньев провел аналогичную работу возле с. Осиновки. К настоящему времени на территории городища обнаружены 4 разновременных культурных слоя со следами деятельности людей 4-х исторических эпох. Самый нижний слой дает представление об одной из древнейших культур каменного века в Приморье и свидетельствует о том, что впервые на территории городища находились люди 30-35 тыс. лет назад. Все находки были сфотографированы, затем делалось их описание.

Во время этой экспедиции Арсеньев с отрядом несколько раз бывал в Никольске-Уссурийском. Городовые арестовали шесть наиболее отъявленных преступников, занимающихся грабежами, незаконными промыслами и торговлей. Касаясь обстановки в городе, Владимир Клавдиевич отмечал, что «…здесь очень сильны позиции китайской и корейской преступных группировок, которые не гнушаются издевательствами и убийствами. Они закабалили не только инородцев, но и значительное число русских. Их подпольная торговля пушниной, дикоросами и ценными органами животных достигла небывалых размеров». В связи с этим, Арсеньев предложил серьезно ужесточить контроль за деятельностью «отходников», выставив «санитарные кордоны на путях, выходящих в город из тайги». Аналогичные меры, по его словам, «…следовало бы применить к Владивостоку, Иману (Дальнереченск), Бикину и ряду населенных пунктов морского побережья Приморья. Без проведения таких мероприятий обстановку в центральной и южной частях Уссурийского края не улучшить, государственная казна будет и далее терять сотни тысяч рублей дохода».

Изучая труды Арсеньева и анализируя происходящее в наши дни, удивляешься – как был прав ученый. Видимо, мало кто из бывших и нынешних руководителей интересовался произведениями Владимира Клавдиевича. В них еще сто лет назад обращалось внимание на необходимость жесточайшего контроля за деятельностью здесь тех, кому видится наш край как регион, где можно хищнически грабить богатства и разорять природу.

29 января 1913 года Владимир Клавдиевич направил генерал-губернатору телеграмму об окончании экспедиции в районе Кремово – река Лефу (в наст. время р. Илистая) – урочище Анучино. Она гласила: «Доношу Вашему высокопревосходительству: экспедицию закончил… Люди отлично работали в продолжительном походе по глубокому снегу, сильно утомлены. Прошу разрешения дать городовым месячный отдых. К составлению отчетов приступил. Капитан Арсеньев».

Несмотря на успех этой экспедиции, Владимир Клавдиевич проявлял недовольство. Ему не по душе было выполнение полицейских функций, о чем он постоянно докладывал генерал-губернатору Н.Л.Гондатти. Его больше тянуло к занятиям этнографией, археологией и проведению экспедиций в неизученные районы края. Ученый Арсеньев до конца своих дней работал в тайге. Там он тяжело заболел и был доставлен во Владивосток. 4 сентября 2010 года исполнится 80 лет, как не стало человека, так много сделавшего для страны. Хорошо, что в нашем городе планируется провести целый ряд памятных мероприятий, приуроченных к этой дате.

 

Василий Шевченко, военный писатель,

исследователь наследия В.К.Арсеньева