«Только чистый, непорочный человек мо­жет найти ее. Это недоступно для челове­ка, который вел ранее жизнь безнравствен­ную, это недоступно для того, кто причинял людям зло и обиды».

В.К. Арсеньев.

 

Многие почитатели наследия всемирно известного исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева спрашивают: «Удалось ли кому-нибудь разыскать женьшеневую плантацию, которую в 1907 году якобы подарил проводник арсеньевских экспеди­ций Дерсу Узала своему «капитану», или Арсеньев сам выкопал корни?» Я попытался в этом разобраться.

Подарок гольда

Поздней осенью 1907 года, незадолго до своей трагической гибели (13 марта 1908 г.), вблизи поселка Корфовский Хабаров­ского края, словно предчувствуя свой уход из мира сего, гольд Дерсу рассказал Владимиру Клавдиевичу о нескольких жень-шеневых плантациях, сведения о которых он хранил от хунхузов и других таежных разбойников. Одну из делянок, находящуюся в то время в верховьях реки Лефу (Илистой), гольд подарил Арсе-ньеву. Ее истоки находятся на вершинах современных гор Пржевальского (до 29.12.1972 г. - хребет Дадяньшань), на стыке Анучинского, Михайловского и Шкотовского районов.

«Тогда, в беседе у ночного костра, Дерсу сказал «капитану»: «Это все тебе!.. Моя не надо. Моя шибко хочу паниуй (на пекинском диалекте - женьшень, - прим. В.Ш.) тебе подарить. - Мы поре­шили весной отправиться к исто­кам Лефу на поиски дорогих кор­ней» (Из книги В. К. Арсеньева «Дерсу Узала»). Однако преждев­ременная смерть гольда и посто­янная занятость Арсеньева не позволили осуществить эти на­мерения.

Касаясь «корня жизни» и от­ношения человека к этому леген­дарному растению, Владимир Клавдиевич говорил: «Женьшень спас много жизней, а скольких он погубил!» Рассказывая о сво­ем проводнике-гольде и его жень-шеневых грядках, ученый подчеркивал: «Дерсу никогда не про­давал корней, а в живом виде переносил их в верховья реки Лефу и там сажал в землю. Пос­ледний раз на плантации жень­шеня он был лет пятнадцать на­зад (в 1892 году). Все корни хо­рошо выросли: там было двадцать два растения».

Первая супруга Арсеньева Анна вспоминала: «О подарке гольда я хорошо помню. Была у Владимира Клавдиевича зеленая записная книжечка, в которую он заносил все свои секреты. Там находились и карты женьшеневых плантаций Дерсу». Все, что касалось находок, имеющих важ­ное значение, в том числе и женьшеневых, то сведения о них он зашифровывал, и содержание ни­кому не раскрывал. Выкопал ли Арсеньев «корни жизни», неиз­вестно.

Сведения об арсеньевской «зе­леной книжке» подтверждали сын В.К. Арсеньева Владимир Владимирович и брат Александр Клавдиевич. В частности, брат рассказывал: «Книжка с картами была в зеленом переплете. Главную карту хорошо помню. На ней были изображены горы и зе­леные деревья, среди которых вилось русло Лефу. Карту проре­зали цветные стрелки-указатели. По ним можно было достигнуть места, где находились плантации Дерсу, тем более что брат отме­тил их красным карандашом».

Женьшеневые находки

Слухи об этой плантации хо­дят по сей день. О крупных женьшеневых находках не раз расска­зывалось в приморских СМИ. Одни говорят, что тот, кому до­стались самые важные дневнико­вые наблюдения открывателя Уссурийского края, давно их раз­гадал и прибрал женьшень Дер­су к рукам. Сам Арсеньев в 1905 году нашел близ станции Корфовская один из самых крупных корней женьшеня тех времен. Ве­сил он более 450 граммов. Эту находку Владимир Клавдиевич отправил в Санкт-Петербург для научного исследования и лечения больных. Об этом факте упоми­нается в благодарственном пись­ме, полученном Арсеньевым из столицы России.

В начале 50-х годов прошлого века на окраине одной из дере­вень в Партизанском (Сучанском) районе местный житель нашел плантацию из 216 расте­ний женьшеня. В 70-х годах в При­морье один из искателей на­ткнулся на делянку, насчитыва­ющую 25 корней.

Не так давно пчеловод бывше­го совхоза «Губеровский» В.В. Петровский случайно увидел грядку из 28 растений. Однако есть и такие, которые утверждают, что искать подобный клад - все рав­но что иголку в стоге сена.

Грешник корень не найдет

Интересно, что любые разго­воры о женьшеневой плантации, подаренной гольдом Арсеньеву, по-прежнему сопровождаются легендами и мифами. Жители сел вышеперечисленных районов, ранее интересующиеся плантаци­ей Дерсу, в один голос утверж­дают, что на том месте, где она была, частенько происходят не­вероятные истории. Так, при по­явлении человека в верховьях Илистой вдруг, откуда ни возьмись, находит туча, начина­ется гроза, молния ударяет в де­рево, оно загорается, гудит зем­ля, а затем все внезапно прекра­щается. Бывает также, что чело­век, собирая кедровые орехи в данном районе, испугавшись непонятного, нечеловеческого крика, быстро покидает это место, никогда там больше не появляется и с трудом может вое становить в памяти произошел шее событие.

Кроме того, местные «все­знайки» настоятельно подчер­кивают, что, случайно обна­ружив женьшень, человек-грешник не может его выкопать, поскольку ему внезапно стано­вится дурно: то закружится го­лова, то временно потеряет па­мять, а то и вовсе неведомая сила вдруг перенесет его в другое место, откуда можно выбраться только в течение двух-трех суток. Нередко там якобы появляется круглый светящийся шар, кото­рый, увлекая за собой человека, уводит его от места, где находи­лась плантация Дерсу. Еще рас­сказывают, что там может вне­запно появиться большая стая черных воронов, которые с шу­мом садятся на сухое дерево и своим карканьем сильно пугают человека. При взлете стаи дере­во, на котором сидели «вестни­ки бед», с грохотом падает, пре­граждая дорогу путнику.

Арсеньев всегда говорил о том, что тайга, как часть приро­ды, хранит много непознанного. В ходе экспедиций в район Сихотэ-Алиня он сам неоднократ­но сталкивался с разными труд­но объяснимыми фактами, о чем свидетельствуют его личные на­блюдения, а также дневники с зарисовками и записями расска­зов аборигенов Уссурийского края.

В книге «В горах Сихотэ-Алиня», касаясь невероятных происшествии в местах, где произрас­тает женьшень, он писал:

«11 июля 1908 г. около устья реки Гобилли мы устроились би­ваком в тальниковой роще... Я окликнул Альпу и пошел вдоль берега. Вдруг на тропе увидел большие не то медвежьи, не то человеческие следы. Собака още­тинилась, заворчала и стала при­жиматься к моим ногам... Кто-то стремительно бросился в сторо­ну, ломая кусты... Неизвестный зверь отбежал на несколько мет­ров и притаился. Большие дере­вья мешали мне разглядеть его. Вскоре я нагнулся, поднял ка­мень и бросил его в сторону зве­ря. Тут случилось то, чего я вовсе не ожидал. Я услышал хлопанье крыльев. Из тумана выплыла ка­кая-то большая темная масса и полетела над рекой».

О «крылатых» людях и боль­шом «снежном» человеке, кото­рые якобы встречаются в тайге и охраняют, подобно тигру - «глав­нокомандующему лесов и гор», женьшеневые плантации, много раз рассказывали Арсеньеву его проводники из числа удэгейцев, орочей и гольдов. Особенно часто об этом повествовал Дерсу, который одушевлял все живое и неживое.

«Клад» разграбили

В 2005 году мне удалось дваж­ды побывать в верховьях реки Илистой, там, где по описанию Владимира Клавдиевича должна быть плантация Дерсу, и побе­седовать с егерями, лесниками и охотниками. Конечно, теперь в тех местах все хожено-перехо-жено. На мою настойчивую просьбу показать место, гле предположительно была планта­ция, они отвечали категоричес­ким отказом.

«Клад», как называл подарок Владимир Клавдиевич, искали многие и в конце концов его на­шли. Не соблюдая древнего прин­ципа неприкосновенности наход­ки, женьшеневую плантацию раз­грабили. Более пяти лет назад об этом факте рассказывала одна из местных газет. Теперь браконьеры - «корневщики» довольствуются лишь редкими находками одино­кого молодого женьшеня.

Принимаемые меры по сохра­нению в приморской тайге «кор­ня жизни» результатов не дают. Заслуженный художник России И. Дункай, профессор кафедры социологии, экономики и фило­софии УГПИ В. Пишун, жители Владивостока С. Негодин и села Раковка М. Моисеенко, являющи­еся настоящими знатоками тай­ги, считают, что необходимо при­нять срочные и энергичные меры по недопущению разграбления богатств Уссурийского края. Сле­дует усилить ответственность за «женьшеневое браконьерство». Обсуждение данного вопроса обя­зательно будет внесено в повест­ку дня очередного, юбилейного съезда краеведов по изучению Уссурийского края в естественно - историческом отношении, кото­рый планируется провести в ап­реле 2012 года в Уссурийске.

Василий ШЕВЧЕНКО,

исследователь наследия

В.К. Арсеньева.

«Всякая всячина» 15-21 апреля 2010 года